Перед вызовами времени. Серия статей в Учительской газете

С 9 октября по 6 ноября 2012 года в «Учительской газете (№41  .. 45) было опубликовано эссе Перед вызовами времени, Школьная литература и фундаментальные ценности

Часть 1

Публикации Льва Айзермана, учителя русского языка и литературы столичной гимназии №1539, хорошо известны нашим читателям. В прошлом номере мы опубликовали рецензию на его книгу «Педагогическая непоэма» (см. «УГ» №40 от 2 октября). Сегодня мы предлагаем вашему вниманию серию материалов Льва Соломоновича. Они поднимают не только проблемы преподавания литературы в современной школе, но и того, как меняется мировосприятие наших детей, способны ли они понимать язык классики или он так и остается для них тайной за семью печатями.

Часть 1. «Учительская газета», №41 от 9 октября 2012 года

Часть 2

Вот передо мной скачанный из Интернета «Банк аргументов из художественной и публицистической литературы». Речь идет об аргументах для части С ЕГЭ по русскому языку. Таких «банков» так много, в том числе и «банк» в форме «шпор»! Так вот, передо мной 245 аргументов на все случаи жизни. Это даже не полуфабрикаты, а уже готовые фабрикаты, остается только вставить их в свои работы. Вам нужен пример о матери? Пожалуйста: «В лирическом отступлении о матери автор говорит, что мать, ее забота воспитывает в каждом из нас нравственность, помогает ценить жизнь». Вы скажете, что они не читали «Молодую гвардию» Фадеева. А зачем? У них там есть и пример из «Бесов» Достоевского. О нравственности этого примера про нравственность я не говорю.

Часть 2, «Учительская газета», №42 от 16 октября 2012 года

Часть 3

В книге «Судьба человека в современном мире» Николай Бердяев говорил о том, что в обществе «нет социального заказа на высшую качественную культуру», а потому «духовная энергия переключается на предметы совсем другого порядка». Об этом переключении духовной энергии «на предметы совсем не духовного порядка», о прагматичности эстетического, об утилитаризации культуры и знания писали многие философы XX века, когда еще не было победного шествия по всему миру Макдоналдса, но уже шла интенсивная макдоналдизация культуры и образования.

Часть 3, «Учительская газета», №43 от 23 октября 2012 года

Часть 4

Ясно, что речь идет о необходимости заучивания каких-то общих пошлых прописей. Но посмотрите на основное: «знание содержания произведения». А что это значит?

Часть 4, «Учительская газета», №44 от 30 октября 2012 года

Часть 5

Книги многих учителей литературы не могут пробиться сквозь затворы педагогических издательств и выходят в других. Назову получивший первое место на конкурсе на лучший учебник учебник Е.Абелюк и К.Поливанова, появившийся на свет в издательстве «НЛО» через шесть лет, книгу Л.Соболева о романе Л.Толстого «Война и мир», которую опубликовало издательство Московского университета после пятилетнего хождения по мукам, книгу Э.Безносова «Потому что искусство поэзии требует слов…», опубликованную ВГБИЛ им. М.Т.Рудомино. И у меня предыдущая книга «Зачем я сегодня иду на уроки литературы» вышла в издательстве «Захаров». Шуму и крику вокруг передового опыта учителей сколько угодно. Но где опыт этот? Где, скажем, книги об опыте учителей года?

Часть 5, «Учительская газета», №45 от 6 ноября 2012 года